Пекинская опера

Пекинская опера — окно в сказочный и волшебный мир

История пекинской оперы

Пекинская опера (京剧 - jīngjù) - самый известный вид китайской драмы.

В 1790 году на празднование 80-летия императора Цяньлуна в Пекин были созваны 4 самых крупных оперных труппы "хуэйдяо" (местная опера правинции Аньхуэй). Так 200 лет назад было положено основание будущей пекинской оперы.

В последствии "хуэйдяо" переняла также лучшее из других оперных школ - пекинской, провинций Цзянсу, Шэньси и других. В итоге получилось то, что мы знаем под названием пекинская опера.

В 1935 году Советский Союз посетил известный китайский актер Мей Ланьфан (1894-1961), прославившийся исполнением женских ролей. Из Европы специально в СССР приезжали драматурги, чтобы посмотреть выступление Мей Ланьфаня. Тогда китайская театральная игра обрела всемирное признание.

Пекинская опера

Актер пекинской оперыВ представлениях пекинской оперы используется очень мало декораций. Все внимание сосредоточено на одежде, гриме, и самое главное - игре актеров. И актерам надо не мало постараться.

Артист пекинской оперы должен владеть "четырьмя умениями" - пением, декламированием, перевоплощением и жестикуляцией. И знать "четыре приема" - игру руками, игру глазами, игру туловищем и шаги.

Пение, наверное, поражает более всего при первой встрече с пекинской оперой. Но после первого возможного неприятия, когда начинаешь вслушиваться, то пение и игра актеров завораживает.

Под жестикуляцией подразумевается акробатические трюки.

Каждое положение и жесты рук, игра глазами, движения, позы, танцы - каждый элемент важен и несут свой смысл.

Представление в пекинской опереИнтересно показан мир актеров оперы в переломный период культурной революции в Китае (1965-1976 гг) в фильме Государь прощается с наложницей. Есть и биографический фильм "Мей Ланьфан" - про знаменитого актера пекинской оперы.

Выделяется четыре основных амплуа актеров: "шэн" - положительные мужские роли (生, shēng), "дань" - женские роли (旦, dàn), "цзин" - военные персонажи (净, jìng), и "чоу" - комические роли (丑, chŏu). Для каждой роли свои грим, костюмы, жесты, интонации и мимика.

Интересный элемент костюмов китайского традиционного театра - длинные рукава, обычно белые. Они называются шуэйсю (水袖, shuǐxiù - буквально "струящиеся рукава"). Действительно, шелковые, обычно длиной полметра, рукава кажутся зрителю струящимися ручейками. С их помощью актер дополняет создаваемый им образ.

Маски - неотъемлемая часть китайской оперы. Искусство перемены маски (变脸, biànliǎn - буквально "отвернуться", или "изменить лицо") требует особого мастерства.

В отличии от других видов китайской музыкальной драмы, спектакли пекинской оперы в основном сопровождаются ударными инструментами - барабанами и гонгами.

     

Пекинская опера — окно в сказочный и волшебный мир: 4 комментария

  1. Пекинскую оперу не видел, но надеюсь в следующем году увидеть.
    Собираюсь не много по путешествовать!
    Спасибо

Комментарии запрещены.