Поездка 2013. Поезд и еда

Поездка в Китай в октябре 2013. Поезда и еда

В дополнение к рассказу о нашем путешествии в Китай в этом 2013 году отдельно расскажу о нашем железнодорожном опыте и о том, как мы добывали еду в этой поездке. Все свои перемещения между городами в Китае мы совершали на поездах.

Не острое, не сладкое, не тофу!

Это были наши требования к блюдам. Хорошо, когда в кафе есть меню с картинками. Мне, в общем-то, нравятся и блюда со сладким соусом, хотя я не могу их есть много. Но Лене они не понравились.

Вообще у китайцев особая любовь к сладкому - даже найти не сладкий хлеб практически не возможно. Хлеб в нашем понимании мы там вообще не нашли.

Все сосиски, какие мы пытались пробовать, хоть внешне и были похожи на наши, но на вкус были гадко сладкими.

Картофель там тоже весь сладкий.

Кстати, китайское пиво нам понравилось.

В итоге у нас сложился свой набор требований к блюдам:

• 不辣 - búlà - не острое,
  • 不甜 - bùtián  или 不加糖 - bùjiātáng - не сладкое,
  • 没有豆腐 - méiyǒudòufu - без тофу.

Еще иногда нужно сказать, чтобы блюдо нам упаковали с собой. Мы просто показывали эту фразу, написанную по-китайски. Пора бы нам уже ее выучить:

请把这到菜给我包 - Qǐng bǎ zhèdàocài gěi wǒ bāo.

Может, вам пригодится в вашем путешествии.

Однажды мы пытались заказать баоцзы. Меню было без картинок. Узрели знакомый иероглиф 鸡 - Jī - курица. Обрадовались - решили заказать баоцзы с начинкой из курицы. Они были вкусными, но курицы мы там не нашли. Там было 鸡蛋 - Jīdàn - яйцо. Мы знали, как это слово звучит, но не помнили, как оно пишется.

Хороший обзор о китайской еде написала хозяйка блога Way2China Анна в статье Что и как едят китайцы.

Не острое, не сладкое, не тофу

УРОК

Еще мы ели такие фрукты:

Неведомый фрукт

Неведомый фрукт - но очень вкусный

Также вкусные и удобные в дороге так называемые китайские финики - 枣 (Zǎo), хотя это совсем не финики. Я нашла, что они называются зизифус настоящий. Плоды похожи по вкусу и структуре на маленькие яблочки - сладкие, но внутри одна косточка, как, например, в персиках.

Zao или Зизифус

В китайском поезде - от делюкс и ниже...

Одним из самых ярких впечатлений поездки в Китай в октябре 2013-го были поезда. Если в прошлом году я безо всяких проблем покупала билеты в вагоны soft sleep (вагоны типа купе - подробнее в статье Китайские железные дороги) за 2-3 дня, то в этот раз нам с билетами явно не везло.

Зато, хоть и не по собственной воле, а токмо волею китайских железных дорог, мы расширили свои познания разных типов вагонов китайских поездов, на что вряд ли решились бы самостоятельно, и приобрели очень ценный опыт, которым я поделюсь.

До Бадалин - сидя на полу

В этом году мы выбрались из отеля, чтобы съездить на китайскую стену, чуть позже, чем в прошлом году. На северном вокзале купили билеты на ближайший поезд и стали ждать.

Я думала, все будет как в прошлом году. Но в этот раз китайский народ рванул наперегонки к поезду. Не очень этим впечатлившись, мы скорым шагом и степенной рысью добрались до поезда.

И тут поняли, в чем дело: поезд был забит битком, все сидячие места были заняты, причем некоторые даже два раза: пришлось стать свидетелями потасовки между двумя китайскими дамами - победила молодость.

Мы прошлись по вагонам и остановились в вагоне типа буфет - там было больше места. Были даже свободные сидячие места... на полу.

УРОК

• Если покупаете билет без указания места, нужно брать с собой что-нибудь, чтобы сидеть хотя бы на полу. Или из вашей группы пускайте вперед спринтера, достаточно крепкого, чтобы он мог не только занять, но и удержать места до вашего прихода :)
На полу в поезде на Бадалин

Пекин - Сиань

При покупке билета до Сианя запереживали: цена билета в два раза выше ожидаемой! Если так дальше пойдет, нам никаких денег не хватит! К тому же не удалось расплатиться кредиткой - видимо, это только в каком-то определенном окошке можно было сделать.

Ладно - купили.

Не большое приключение произошло с нами в день отъезда. Приехали мы на вокзал на такси - с сумками все-таки. Показываем билет, чтобы пройти в зал ожидания. Девушка-контролер смущенно улыбаясь, явно пыталась сообразить, как нам сказать, но по ее лицу я и сама поняла. Смотрю еще раз билет - перепутали вокзал! Поезд до Сианя отходит не от главного, а от западного вокзала!

Хорошо, что заранее приехали. Побежали на такси - а нету такси! Стоит очередь из пассажиров - и ни одной машины. Только бомбилы пристают к растерянным пассажирам. Мы побоялись, так сказать, не официального транспорта. Быстро по планшету сообразили, как доехать без пересадок. Автобус оказался набит битком. Мы с выпученными глазами на сто рядов уточняем, доедем ли мы до huochexizhan. Автобус на каждом перекрестке останавливается, у нас физиономии красные от напряжения - как же, такие дорогие билеты, да еще и опоздаем. Наконец наша остановка. Бежим по какому-то переходу, обгоняемые нами пассажиры жестами показывают, куда нам сворачивать. Успели к началу регистрации. Уф-ф-ф.

УРОК

• Перепроверьте несколько раз, с какой станции отправляется ваш поезд. И если вы договорились, что по приезду вас должны встречать - то проверьте, на какую станцию поезд прибывает!

Думаете, это нас чему-нибудь научило? Читайте о следующих наших переездах.

Высокая стоимость билетов разъяснилась при посадке на поезд. Это оказался вагон делюкс - двух-местные купе с собственным санузлом в каждом. Шкафчик, кресло. Только душа не было, и кипяток общий на всех в коридоре.

Ну что же, как говорится, сам себе такое не купишь! Привыкли по скромнее ездить. И мы наслаждались поездкой.

В вагоне делюкс

В вагоне де-люкс

Сиань - Шанхай

Спальный жесткий, причем в поезде категории Т. Других билетов не было. Он идет дольше, из-за этого мы потеряли день в Сиане. И воняет он тоже больше. Куревом. Так как между вагонами двери не закрываются, то, хоть курильщики и выходят в тамбур (впрочем, не все), толку от этого никакого - все оказывается в вагоне. Если бы не эта вонь (мы обе не курим и не переносим запах - это можно назвать запахом?), то все остальное вполне приемлемо. Может это из-за того, что поезд категории Т?

Зато дешевле. В два раза меньше от предполагаемой цены на мягкий спальный.

У нас были средние полки. Кстати, длина полок рассчитана явно не на китайцев - я со своим ростом спокойно разместилась на полке, и никто не спотыкался о мои ноги, как в российских вагонах.

Немного забеспокоились, когда на верхней полке вознамерилась ехать китайская мамаша с маленьким ребенком. Другие китайцы в нашем отделении и ухом не повели, а нам не удобно было бы: как она на полку с младенцем-то полезет, или ей его закидывать туда надо? Надо было бы уступать свою полку, да еще объясняться как-нибудь, а то может у них уступать место не принято - кто их поймет. Но все разрешилось и без нас - где-то в поезде с ними ехал дед, он и увел их на свое место, а сам потом спал на верхней полке.

Утром все было как обычно: веселое плескание в открытых раковинах с без конца харкающимися китайцами, прочищающими таким образом, похоже, не только легкие, но и все внутренности разом. Мне не впервой, а Лена была немного в шоке.

В жестком вагоне

Шанхай -Шэньчжэнь

Это ехала Лена. Ее поезд уходил раньше моего, и я проводила ее на вокзал. Пошла искать, где можно оставить сумки, чтобы еще погулять по городу до отъезда. Вдруг слышу: "Наташа!!!". Помню, промелькнула мысль, как это странно звучит на шанхайском вокзале. Оборачиваюсь - Лена бежит с огромными глазами: "Мы перепутали вокзал!!!". Она, то есть. Смотрим - нужен южный, а мы опять на главном. Побежали искать ей такси - благо, хоть здесь все было в порядке. Потом я узнала, что она успела на поезд и благополучно добралась до Шэньчжэня.

Она опять ехала в жестком спальном, но говорит, что уже не было такой вони. Может быть, там какая-то вытяжка работала. Все-таки поезд другой категории.

УРОК

• Не всегда спальный-жесткий это плохо.

Шанхай - Пекин

У меня тоже не скучно было. Меня ожидал ночной переезд в сидячем вагоне. Других билетов не было.

Пять раз пересмотрев свой билет, чтобы убедить себя, что никаких лишних иероглифов к названию вокзала не прилеплено, и что мой поезд должен отправляться именно с главного вокзала, я преспокойно сдала сумки и отправилась в город.

Вечером загрузилась в поезд. Сижу. От одной мысли о том, что сидеть придется всю ночь, все тело сразу заныло. Сиденье у меня среднее из трех, по обе стороны китайцы сидели, и все время занимали подлокотники. А я еще подавилась хлебом и на меня кашель напал. Один из китайцев, видимо, решил, что у меня пневмония или еще там что, начал недовольно отворачиваться.

В общем, еле досидев до Нанкина, я не выдержала, и решила попробовать применить совет от наших шанхайских знакомых. Я попросила поменять билет (补票 - Bǔpiào). Выяснила, сколько мне нужно доплатить - оказалось даже меньше, чем если бы я сразу брала мягкий спальный, так как уже не от Шанхая, а от Нанкина.

Проводница поманила меня (мы уже перешли на жестовый язык) следовать за ней, даже какие-то мои кульки помогла нести. Мне выдали билетик на право ехать по-человечески, и я, счастливая, загрузилась на верхнюю полку в купе. Я сама попросилась на верхнюю, так как уже знала, что на верхней дешевле, а наличные деньги к концу путешествия я нарочно потратила.

Вот так, пользуйтесь :)

Правда, так не всегда получается. Лена, например, не смогла поменять билет с жесткого на мягкий. То ли проводник ей попался непонятливый, то ли и вправду мест не было. Но она и не страдала сильно.

УРОК

• Если нет билетов на удобный вагон, а ехать нужно обязательно - покупайте, какие есть - можно поменять на лучший уже в поездке. Волшебная фраза: 我要补票 - Wǒ yào bǔpiào.

Поезда в Китае опаздывают!

Причем, это, видимо, не редкость.

Могут задержать отправление. А может и опоздать поезд к конечной станции, хотя отправлялся вовремя.

Поезд Лены с Шанхая до Шэньчжэня опоздал в Шэньчжэнь на 2 часа. А мой поезд из Шанхая до Пекина - на 20 минут. Надо было видеть, как я неслась через весь Пекин до аэропорта на метро (побоялась на такси из-за пробок - ехать нужно было с южного вокзала до аэропорта, который располагается на северо-востоке от Пекина. На метро, как я прикидывала, я точно успевала, а на такси - кто его знает, все таки час пик). Две пересадки в метро, включая Aeroport Express (читайте статью Вокзалы и аэропорты Шанхая).

Успела за 65 минут до вылета. Зареклась подъезжать к вылету на поезде впритык по времени.

УРОК

• Перед большими переездами-перелетами оставляйте денек в городе вылета - всегда ведь есть, где там погулять, и точно не опоздаете на самолет.

Поездка в Китай в октябре 2013. Поезда и еда: Один комментарий

1. Добирались из Даляня в Харбин на скоростном поезде. Оказалось, что они ходят не центрального вокзала. Хорошо, что нам помогли поменять билеты. От центрального вокзала пришлось еще на машине ехать полчаса. Сам поезд очень понравился, 4 часа пролетели не заметно, скорость не ощущается. Почему китайцы боялись присаживаться на свободное место рядом с нами и при первой же возможности меняли место. По цене сравнимо с авиабилетом.
    Из Харбина ехали в Хэйхе в софтслипе. Белье чистое, вагоны хоть и не новые, но вполне нормальные. Соседи попались дружелюбные и не приставучие. Курилка в переходе между вагонами, хотя многие прямо в купе курят.
    По поводу еды: у нас было записано две фразы : Без острого перца и Упакуйте это с собой. Здорово выручало. Практически везде есть меню с картинками. В Даляне зашли в вечером в общепит рядом с хостелом, у них меню без картинок оказалось. Заведение типа самовар. Тыкать наобум в иероглифы побоялись, но персонал проявил смекалку. Мне выдали одноразовую шапочку и повели на кухню. Они открывали холодильники, а я выбирал продукты. Поели очень вкусно и очень дешево. Да и посетителей и персонал повеселили.